Криптовалюта — это больше, чем просто сумма протоколов, исходного кода и выполняемых им функций. Это общественная система, которая вдохновляет и объединяет людей и помогает им. Разочаровавшись в полумерах, провалах и нарушенных обещаниях протоколов прошлого, мы хотим построить нечто лучшее.

Этот процесс непростой — и мы никогда не считали, что его можно довести до конца. Социальные протоколы продолжают изменяться вместе с людьми и обществом. Мы хотим, чтобы проект Cardano приносил пользу, и для этого придется поймать саму концепцию эволюции и заключить ее в наш проект.

Эволюцией не может управлять только одна рука или только один великий замысел. Ею правят счастливые случаи, происходящие в результате бесконечных ошибок и проблем. Проект Cardano — это попытка цифрового воплощения эволюции, способная выжить на современных рынках и приспособиться к требованиям будущего.

Предыдущие главы дают краткое описание того, какими путями мы идем к этой цели. Мы стараемся замечать собственные когнитивные искажения, учиться на ошибках истории и придерживаться научного подхода. Мы пытаемся удержать баланс между необходимостью быстрой разработки и формальными методами, которые обычно неторопливы.

Для нас большая честь стоять у истоков этого пути. За прошлые два года мы разработали протокол с защитой по методу proof of stake с доказанной эффективностью, наняли небольшую армию разработчиков на Haskell, а также привлекли к работе по Cardano множество талантливых ученых.

На пути от лабораторного образца к полностью запущенной системе проблем будет все больше и больше. Но мы надеемся, что будущее криптовалюты Cardano можно выразить в одной очеловечивающей ее фразе. Cardano — прагматичная мечтательница, которая учится у старших, законопослушная гражданка в своем сообществе, и она всегда платит по счетам.

Мы не знаем, каким окажется будущее, но стараемся сделать его лучше для всех. Спасибо за внимание.

A cryptocurrency is more than the sum of its protocols, source code and utility. It is ultimately a social system that inspires, enables and connects people. Frustrated by the many half measures, failures and broken promises of past protocols, we set out to build something better.

This process is not simple nor have we ever believed it can finish. Social protocols continue indefinitely changing as people and society change. To be useful, we want to trap the power of evolution and port it into Cardano.

Evolution is not guided by a single hand or a grand design. It is a process of serendipity inspired by endless mistakes and problems. Cardano seeks to be the digital embodiment of this process — fit enough to be able to survive the markets of today and adaptive enough to evolve to meet the needs of the future.

The previous sections capture a brief view into how we have been approaching this goal. We have diligently tried to recognize cognitive biases, learn from history and follow a rigorous process. We have tried to balance the need for rapid development with formal methods that traditionally cannot move quickly.

It has been an extraordinary privilege to embark on this journey. In the past two years, we have already developed a provably secure proof of stake protocol, recruited a small army of Haskell developers and made Cardano’s development the concern of many talented scientists.

As we move from the laboratory to a deployed system in the wild, there will be growing pains, but our hope is that Cardano’s future could be summarized in a single anthropomorphized sentence. Cardano is a pragmatic dreamer that learns from its elders, is a good citizen in its community, and always finds a way to pay its bills.

We cannot know the future, but we are glad to be trying to make it a better one for everyone. Thanks for reading.