Искусство постоянных улучшений

Криптовалюта — это протокол, реализованный в виде приложения. Протокол — это просто умная беседа между участниками. Программное обеспечение — это в конечном итоге оперирование данными с какой-либо целью. Но что отличает устойчивое и надежное программное обеспечение, а также полезные и безопасные протоколы? А разница в людях.

Хорошему программному обеспечению нужна прозрачность и отчетность, четкие бизнес-требования, воспроизводимые процессы, тщательное тестирование и постоянные улучшения. Кроме того, хорошее программное обеспечение делают талантливые разработчики с глубокими знаниями в своей области, достаточными, чтобы создать систему, которая может решить все стоящие перед ней задачи.

Если говорить о полезных и безопасных протоколах — в особенности о тех, которые используют криптографию и распределенные системы — то их разработка начинается в более академической и стандартизированной манере. Рецензирование, бесконечные дискуссии и четкая концепция компромиссов — все это обязательно для уверенности в том, что протокол будет удобным и полезным. Но только этого недостаточно: протоколы нужно еще реализовать и протестировать в реальной жизни.

Отрасль криптовалют уникальна тем, что в ней две абсолютно разные философии скомканы в одну без должного применения гегелевского синтеза. Здесь тезис — это подход стартапа, “Главное — сделать быстро”, где царствуют юность, алчность и страсть. Антитезисом станет неспешный, методичный и академический подход, основывающийся на желании упрочнить инновации нашей отрасли в удобной нише, где можно найти достойное финансирование и престиж.

В итоге многие криптовалюты описаны или только “на бумаге” (что годится разве что для строчки в резюме), или написанным на скорую руку кодом. Ни одна из десяти18 криптовалют, на данный момент лидирующих по показателю рыночной капитализации, не имеет в своей основе протокола, прошедшего рецензирование. Ни одна из этих десяти криптовалют не была создана на основе формальной спецификации19.

А на счету эквивалент миллиардов долларов. После того, как криптовалюта введена в эксплуатацию, изменить что-то в ней очень сложно. Как пользователь может быть уверен в том, что он использует безопасную систему? Как пользователь может быть уверен в честности рекламных заявлений? А что, если предложенный протокол никогда не достигнет обещанного?

Недостаточная синхронизация, недостаточное следование четким процессам — вот одна из первых причин, по котором в IOHK решили сделать Cardano. Мы надеемся создать проект, на который можно будет ориентироваться при работе в нашей отрасли, чтобы делать все более эффективно, разумно и честно.

Цель не в том, чтобы предложить полностью новый способ разработки программного обеспечения и протоколов, а в том, чтобы признать, что отличные программы и отличные протоколы существуют — и мы можем воспроизвести условия, в которых они создавались. Кроме того, следует сделать знание об этих условиях достоянием общественности, а в случаях, когда это возможно — и с открытым кодом, чтобы эти решения могли повторять на благо всей отрасли.

Факты и мнения

Другой важный вопрос — где заканчиваются факты и начинаются мнения. Существуют сотни языков программирования, десятки парадигм разработки и более чем одна философия управления проектами. В научных кругах много своих проблем, которые возникают из-за того, что ученые не думают о практичности и о коммерческой стороне вопроса.

В случае Cardano мы попробовали сначала найти очевидные инженерные недоработки, которые по общему согласию было бы хорошо исправить. Криптография и распределенные системы — сферы, в которых слишком много примеров того, как неопытные руки могут совершить ужасные ошибки. Таким образом, любой протокол, относящийся к этим сферам, должен проектироваться признанным экспертом в этой области, а работу должны оценивать другие эксперты.

Протокол Ouroboros — наше первое исследование в данной области. Он спроектирован командой криптографов с огромной, разносторонней и общепризнанной историей публикаций. Его создатели использовали стандартную криптографическую методологию с использованием доказательств, допущений о безопасности, а также модели угроз. Доказательства прошли проверку на конференциях20, а также независимую проверку доказательными вычислениями, написанными на языке Isabelle командой Кембриджского университета21.

Но одно это не предоставляет никаких гарантий полезности протокола — просто тщательная проверка модели безопасности с некоторыми допущениями. Чтобы проверить полезность протокола, нужно его реализовать и протестировать. Наши разработчики реализовали протокол и на Haskell, и на Rust. Эта работа показала, что следует сосредоточить больше усилий на модели синхронизации, и это привело к созданию Ouroboros Praos.

Искусство постоянных улучшений — вот что нужно для создания отличных протоколов. Каждый шаг ведет к новым урокам и необходимости перепроверить предыдущий шаг22. Это требует вложений и времени, иногда очень нудно и утомительно, но без этого нельзя проверить, что протокол сделан правильно.

Протоколы — особенно те, которыми будут пользоваться миллиарды людей — живут долго и развиваются неспешно. Предполагается, что их будут использовать годами или даже десятилетиями. Кажется разумной мысль о том, что прежде чем обременить мир новой финансовой системой, с которой мы все будем жить следующие 100 лет, ее создатели должны хорошенько попотеть и потрудиться.

Функциональные огрехи

Тема, которую мы будем обсуждать, достаточно субъективна: инструменты, языки программирования и методологии, используемые в разработке — все это больше вопрос “приверженства религии”, чем объективной реальности. Исходный код — это как проза. У всех есть мнение насчет того, что такое “хорошо” — и то, что говорится, зачастую не так важно, как то, как это говорится.

Нам придется согрешить, выбрав одну сторону — и эта сторона хотя бы одному человеку наверняка покажется неправильной. Как бы то ни было, мы можем очень подробно обосновать наш выбор.

Протоколы, делающие возможным создание Cardano, реализованы на Haskell. Пользовательский интерфейс воплощен форком Electron, который мы назвали Daedalus. Мы решили использовать веб-архитектурную модель там, где это возможно, а для базы данных выбрали парадигму key-value с использованием RocksDB.

На уровне компонентов эта абстракция означает, что техобслуживание будет проще — можно будет заменять технологии на более новые без лишних усилий, и что наш стек технологий частично связан с разработкой Github и Facebook.

Выбор WebGUI позволит нам использовать React и разрабатывать фронтенд при помощи инструментов, знакомых сотням тысяч JavaScript-разработчиков. Использование веб-архитектуры означает, что с компонентами можно работать как со службами, а модель безопасности достаточно разумна.

Самым сложным решением оказалось выбрать Haskell для разработки протокола. Даже в мире функциональных языков программирования выбора достаточно. Более гибкие языки, но с побочными эффектами — например, Clojure, Scala and F# — пользуются огромными библиотеками из экосистем Java и .Net и при этом сохраняют некоторые из лучших черт функционального программирования.

Есть более академически ориентированные языки, например, Agda и Idris. Они тесно связаны с техниками, которые позволяют строго верифицировать корректность. Но им не хватает нужных библиотек, и на них неудобно вести разработку на нужном нам уровне.

В случае Cardano мы выбирали из Ocaml и Haskell. Ocaml — прекрасный язык с отличным сообществом, хорошими инструментами, приятным опытом разработки на нем и прекрасным наследием в области формальных верификаций (см. Coq23). Так почему же мы выбрали Haskell?

Почему именно Haskell?

Протоколы, из которых состоит Cardano, — распределенные, связаны с криптографией и должны обладать высокой отказоустойчивостью. Даже при самом удачном раскладе все равно будут “византийские генералы”, искаженные сообщения и неисправные клиенты, невольно устраивающие в сети разгром.

Во-первых, мы хотели язык с мощной системой типов, где мы бы могли с легкостью использовать инструменты вроде QuickCheck и более сложные техники вроде Refinement Types, при этом предполагая достаточную степень отказоустойчивости. OTP model в стиле Erlang удовлетворяет последнему требованию, а языки вроде Haskell и Ocaml — первому.

С появлением Cloud Haskell Haskell унаследовал множество преимуществ Erlang, не потеряв собственных плюсов. Кроме того, модульность и компонуемость Haskell позволила нам использовать для Cardano специальную облегченную библиотеку под названием Time Warp.

Во-вторых, последние несколько лет библиотеки Haskell быстро развивались благодаря масштабной работе коммерческих компаний, например, Galois, FP Complete и Well-Typed. В итоге Haskell можно использовать для написания промышленных приложений24.

В-третьих, быстрое развитие PureScript привело к появлению давно ожидаемого моста к миру JavaScript — так язык Clojurescript многое дал Clojure. Мы ожидаем, что PureScript будет особенно полезен, когда нам нужно будет заставить Cardano работать в браузере, а также при разработке мобильных кошельков.

В-четвертых, разрешение зависимостей в Haskell в последние годы значительно улучшилось в результате значительных общественных и технологических усилий, возглавленных такими специалистами, как Michael Snoyman. Эти работы велись с помощью платформы Stackage, которую легко использовать, а также она поддерживается компанией FP Complete.

В-пятых, кроме адекватного разрешения зависимостей мы хотим, чтобы сборки нашего программного обеспечения были воспроизводимыми. Другими словами, с теми же значениями конфигурации и версиями зависимостей всегда должны получаться те же самые результаты. При помощи технологии Stackage мы использовали NixOps и достигли потрясающей воспроизводимости.

Кроме того, по сравнению с другими похожими языками сообщество Haskell располагает множеством прекрасных разработчиков с нужным соотношением академического и производственного опыта. Этот факт работает как фильтр: вряд ли получится найти опытных разработчиков на Haskell, не имеющих глубоких знаний по информатике.

Формальная спецификация и верификация

Огромный плюс разработки протокола с использованием доказуемо корректной модели безопасности — для него существует гарантированный лимит возможностей злоумышленника. У пользователя есть гарантия того, что пока протоколу следуют и доказательства корректны, злоумышленник не может обойти заявленные меры безопасности.

Если на вышесказанное посмотреть внимательнее, то оно оказывается еще более важным. Злоумышленники могут быть сколь угодно умными и талантливыми. Сказать, что всех злоумышленников можно победить лишь математической моделью — исключительное по своей сути заявление. И, конечно, не совсем верное.

В реальном мире существуют факторы и обстоятельства, которые мешают создать утопию полной безопасности и правильного поведения системы. Реализация может быть неправильной. В технике могут найтись возможности для атак, о которых раньше не было известно. Модель безопасности может быть неполной и не совпадающей с использованием в реальной жизни.

Для того, чтобы решить, насколько подробной должна быть спецификация и сколько труда и проверок следует вложить в протокол, приходится применять интуицию. Например, такие проекты, как SeL4 Microkernel project, являются отличной иллюстрацией того, как попытки избежать неопределенности потребовали почти 200 тысяч строк кода на Isabelle для проверки менее 10 тысяч строк кода на C. Но ядро операционной системы — важнейшая часть инфраструктуры, и если ее реализовать неправильно, может получиться серьезная брешь в безопасности.

Нужны ли подобные геркулесовы подвиги всякий раз, когда мы разрабатываем криптографическое программное обеспечение? Или можно выбрать менее сложный путь и получить тот же результат? Так ли уж важно, что протокол идеально реализован, если окружение, в котором он запущен, очень уязвимо — например, это Windows XP?

В случае Cardano мы пришли к следующему компромиссу. Во-первых, поскольку сферы криптографии и распределенных вычислений достаточно сложны, доказательства обычно очень запутанные, длинные и иногда довольно технические. Из этого следует, что проверки вручную могут быть утомительными, и в них могут закрасться ошибки. Поэтому мы считаем, что все важные доказательства в описании ключевой инфраструктуры должны пройти автоматические тесты.

Во-вторых, для проверки кода на Haskell на соответствие техническому описанию мы можем выбрать два распространенных варианта: работать с SMT-решателями при помощи LiquidHaskell или использовать Isabelle/HOL.

SMT-решатели (от “satisfiability modulo theories” — задача выполнимости формул в теориях) решают задачу нахождения переменных, которые удовлетворяют уравнению или неравенству, или показывают, что подобные параметры не существуют. Как обсуждалось авторами De Moura и Bjørner, SMT могут использоваться в различных случаях, но главное — эти очень мощные техники могут значительно уменьшить количество неполадок и семантических ошибок.

С другой стороны, Isabelle/HOL — более выразительный и гибкий инструмент, который можно использовать и для описания, и для проверки реализации протокола. Isabelle — классический инструмент для доказательства теорем, он работает с логическими конструкциями высшего порядка и способен представлять множества и другие математические объекты для использования их в доказательствах. Isabelle можно совмещать с доказателем теорем Z3 SMT, если необходимо работать с задачами, в которых есть соответствующие ограничения.

Оба подхода имеют свои преимущества, поэтому мы решили использовать их оба поэтапно. Написанные человеком доказательства мы превратим в код на Isabelle, чтобы убедиться в их корректности и удовлетворить требование о машинных проверках. А потом мы собираемся постепенно вводить Liquid Haskell в исходный код Cardano на протяжении 2017 и 2018 года.

И наконец, формальная верификация хороша настолько, насколько хороша сама спецификация и доступный набор технических средств. Одна из главных причин, по которым мы выбрали Haskell — это отличный баланс между практикой и теорией. Спецификация на основе технического описания выглядит очень похоже на код на Haskell, и связать их воедино намного проще, чем было бы в случае императивного языка программирования.

Это не отменяет того, что написать хорошую спецификацию невероятно сложно и приходится постоянно держать ее в актуальном состоянии, когда происходят обновления и исправляются ошибки; но это не уменьшает ее ценности. Если есть намерение заложить доказуемую безопасность в основу проекта, реализация должна быть такой и только такой, как предлагается в документации.

Прозрачность

И наконец, еще один вопрос при обсуждении теории и практики разработки криптовалюты — что делать с прозрачностью. Проектно-технологические решения не являются разработчикам во снах, внезапно становясь каноном. Они являются результатом опыта, дискуссий и уроков, полученных из предыдущих ошибок.

Проблема тут в том, что полностью прозрачный процесс разработки может сделать дискуссии больше театральными, чем основанными на фактах. Самомнение, попытки завоевать симпатию сообщества и страх показаться глупым — все это может сделать обсуждения пустыми и непродуктивными.

Кроме того, сторонние участники могут влиться в беседу и увести ее в бесполезное (но интересное им самим) русло. У каждого есть своя “священная корова”.

Как совместить прозрачный процесс разработки, нужный сообществу, доверившемуся нашей команде разработчиков, и возможность открыто высказывать свое мнение, ничего не боясь?

В случае Cardano мы решили использовать стандартоориентированный контролируемый процесс. Сообщество должно знать, что научная основа и сам код хорошо продуманы, проверены и действительно делают именно то, что заявили разработчики. Что касается научной основы, рецензирование должно полностью удовлетворить это требование — именно для этого оно и предназначено, и именно так сформировался мир современной науки.

С кодом все не так просто. Мы доверили организации Cardano Foundation право быть конечным аудитором работы IOHK. В частности, у этой организации следующие обязанности:

  1. Регулярная проверка исходного кода в Github-репозитории Cardano на качество, полноту тестов, подробные комментарии и завершенность

  2. Проверка всей документации Cardano на корректность и полезность

  3. Проверка того, что протоколы, разработанные учеными, полностью реализованы

Для выполнения этого задания IOHK будет предоставлять регулярные и своевременные отчеты Cardano Foundation и уполномоченным этой организацией третьим сторонам. Cardano Foundation, в свою очередь, будет публиковать для сообщества Cardano доклад по итогам надзорной деятельности как минимум раз в квартал.

Это первая попытка начать широкое обсуждение того, как децентрализованный проект может нести ответственность за результат. Надзор за разработкой, выполняемый доверенной третьей стороной — мощный инструмент, если мы хотим убедиться, что разработчики следуют плану. Но он не может стопроцентно гарантировать, что на проекте всегда будут успешно решаться нужные задачи.

И поэтому после того, как в CSL появится система казначейства, Cardano Foundation наймет дополнительные команды разработчиков для создания альтернативных клиентов по формальной спецификации, разработанной в сотрудничестве с IOHK. Разнообразие в разработке — отличная техника, которую использовал проект Ethereum, чтобы избежать формирования монокультуры вокруг одного набора идей или одной команды разработчиков.

Говоря о спецификациях, многое можно почерпнуть из стандартоориентированных процессов, которым следуют WC3 и IETF. Но каждый протокол, который используется в Cardano, требует спецификации, которая не ссылается на научные работы или исходный код. Она должна быть в подходящем формате, например, RFC.

Одна из важнейших задач Cardano Foundation — выступать в качестве комитета стандартов для протоколов Cardano и создавать условия для ведения дискуссий по обновлению, добавлению и изменению стандартов, имеющих отношение к Cardano. Если интернет — продукт стандартов — с помощью IETF смог достигнуть согласия по поводу того, какие ключевые протоколы использовать, то вполне разумно предположить, что специализированный орган может помочь решить ту же задачу.

В завершение скажем, что интересно было бы попробовать переместить подобные обсуждения в децентрализованную сущность на базе блокчейна. Эта концепция называется ДАО, децентрализованная автономная организация (DAO, decentralized autonomous organization), и на данный момент мы ведем предварительные работы в этой области. IOHK собирается разработать эталонную DAO-модель для сущностей, взаимодействующих с Cardano, чтобы при желании можно было ей воспользоваться. Cardano Foundation решит, следует ли включать ее в требования по стандартам.


18: На coinmarketcap.com можно найти наглядный список криптовалют, отсортированный по рыночной доле.

19: У Ethereum есть полуформальная спецификация, известная под названием Yellow Paper. Однако в ней не полностью прописана семантика EVM (виртуальной машины Ethereum), и этого недостаточно для точной реализации протокола.

20: Принятая статья номер 71 на ежегодной криптоконференции IACR (International Association for Cryptologic Research, рус. Международная ассоциация криптологических исследований) в Калифорнии.

21: Автор — Kawin Worrasangasilpa, супервизор — профессор Lawrence Paulson.

22: Слегка отходя от темы — развлечения ради стоит посмотреть видеоролик Professor Halmos’s discussion about how to write a math textbook.

23: Раз уж мы об этом говорим, у IOHK вообще-то есть проект на Ocaml под названием Qeditas, который нам передал некто под псевдонимом Bill White.

24: Bryan O’Sullivan отлично рассказывает о промышленном применении Haskell здесь.

The Art of Iteration

Cryptocurrencies are protocols implemented as software. Protocols are simply intelligent conversations between participants. Software is ultimately the manipulation of data given some goal. Yet the difference between solid, reliable software as well as useful, secure protocols and their converse is completely human.

Good software needs accountability, clear business requirements, repeatable processes, thorough testing and tireless iteration. Good software also needs reasonably talented developers with enough domain specific knowledge to properly design a system that can fully resolve whatever problem they are trying to solve.

As for useful and secure protocols, especially ones involving cryptography and distributed systems, they start in a more academic and standards driven process. Peer review, endless debates and a firm concept of trade offs are necessary to ensure a protocol is useful. Yet these alone are not sufficient, protocols need to be implemented and tested by real life use.

The unique challenge in the cryptocurrency industry is that two completely different philosophies are mangled together without a proper Hegelian synthesis. Our thesis is a “move fast and break things” startup mentality driven by youth, greed and passion. The antithesis is a slow, methodical and academically oriented approach motivated by a desire to solidify the innovations of our space into a nice niche enjoying ample funding and prestige.

The result is that many cryptocurrencies are either entirely specified on a white paper only relevant to a CV or just by hastily written code. None of the current top ten18 cryptocurrencies by market capitalization are based upon a peer reviewed protocol. None of the current ten top cryptocurrencies were implemented from a formal specification19.

Yet billions of dollars of value are at stake. Once deployed, a cryptocurrency is exceedingly difficult to change. How does a user know they are using a secure system? How does a user know that the marketing claims are legitimate? What if the proposed protocol can never achieve the claims?

This lack of synthesis and respect for process is one of the primary reasons IOHK wanted to build Cardano. Our hope was to develop a reference project that would serve as an example of how to do things in a more effective, sane and honest way.

The goal is not to propose a totally new way of developing software and protocols, but rather to acknowledge that great software and protocols already exist and we can mimic the conditions that led to their creation. Second, to make these conditions publicly known and open source if possible so that they can be imitated for the benefit of the entire field.

Facts and Opinions

The other concern is over where facts end and opinion begins. There are hundreds of programming languages, dozens of development paradigms and more than one philosophy on project management. The academic world is riddled with its own challenges stemming from its distance from business concerns and practicality.

For Cardano, we first attempted to capture obvious deficiencies that can be universally agreed to be useful from an engineering perspective. For example, cryptography and distributed systems are both extraordinarily involved topics with far too many examples of how naive hands can make horrific mistakes. Therefore, any protocol requiring insight from these domains needs to be designed by an acknowledged expert and be submitted for review by other experts.

Ouroboros is our first case study of this area. It was designed by a team of cryptographers with a large, diverse and publicly verifiable publication history. It was built according to the standard cryptography process, with security assumptions, an adversarial model and proofs. These proofs were checked by submission to conferences20 and also independently by computer proofs written in Isabelle by a team at the University of Cambridge21.

Yet this work alone provides no guarantees of usefulness — just a rigorous check of a security model given some assumptions. For usefulness, one needs to implement and test the protocol. Our developers have done so in both Haskell and also Rust. This work revealed that more effort needed to be focused on the synchronization model, which led to the creation of Ouroboros Praos.

This art of iteration is what produces great protocols, with each step leading to new lessons and a requirement to re-verify the correctness of prior step22. It is costly, time consuming, and at times truly tedious, yet it is required to ensure a protocol is correctly designed.

Protocols — especially ones to be used by billions of people — are not short lived and rapidly evolving. Rather they are intended to be followed for years to decades. It seems entirely reasonable that, prior to burdening the world with a new financial system we all have to live with for the next 100 years, we want to demand some tedium and rigor from its designers.

Functional Sins

Moving into more opinionated territory, the tools, languages and methodologies used in software development are more artifacts of religious providence than objective reality. Source code is like written prose. Everyone has an opinion of what is good — and what is being communicated is, at times, less important than how it is communicated.

We must commit the sin of choosing a side accepting that it will be wrong in at least one person’s eyes. However, there is at least a large corpus of justification behind our choice.

The protocols making Cardano possible are being implemented in Haskell. The user interface has been encapsulated in a fork of Electron that we are calling Daedalus. We have chosen to use the web architectural model where possible, and for our database, we opted for a key-value paradigm using RocksDB.

From a component level, this abstraction means that maintenance is far simpler, better technology can be substituted later with little effort, and that our stack is partly tied to the development efforts of Github and Facebook.

Using a WebGuI allows us to leverage React and develop front end features using tools understood by hundreds of thousands of JavaScript developers. Using a web architecture means that components can be treated as services and the security model is sensible.

Choosing Haskell for protocol development was the most difficult choice. Even in the functional world, there are ample choices. On the more flexible and impure side, there are languages like Clojure, Scala and F#, which benefit from the enormous libraries of Java and the .Net ecosystems while preserving some of the best aspects of functional programming.

There are more academically oriented languages such as Agda and Idris that have a close connection to techniques that would allow for strong verification of correctness. Yet they lack reasonable libraries and have a subpar development experience.

For Cardano, the choice came down to Ocaml and Haskell. Ocaml is a wonderful language with a great community, good tooling, reasonable development experience and a great legacy in the formal verification space through Coq23. So why did we choose Haskell?

Why Haskell?

The protocols that compose Cardano are distributed, bundled with cryptography and require a high degree of fault tolerance. On the best days, there will still be Byzantine actors, malformed messages and faulty clients unintentionally causing some form of havok on the network.

First, we wanted a language that enjoys a strong type system where we could easily use tools such as Quickcheck and more elaborate techniques such as Refinement Types while having a reasonable expectation of fault tolerance. An Erlang style OTP model satisfies the latter whereas languages like Haskell and Ocaml satisfy the former.

With the introduction of Cloud Haskell, Haskell gained many of Erlang’s advantages while not surrendering its own. Furthermore, Haskell’s modularity and composability has allowed us to use a lighter weight bespoke library called Time Warp for Cardano.

Second, Haskell’s libraries have evolved greatly over the last few years thanks to extensive work of commercial entities like Galois, FP Complete and Well-Typed. As a consequence, Haskell can be used to write production applications24.

Third, PureScript’s rapid evolution has provided a much needed bridge to the JavaScript world akin to what Clojurescript has given Clojure. We expect PureScript will be especially important when it comes to getting Cardano to work in a browser and developing mobile wallets.

Fourth, with respect to dependency resolution, Haskell in the last several years has enjoyed a significant social and technological effort led by technologists like Michael Snoyman through a platform called stackage that is both easy to use and well supported by FP Complete.

Fifth, beyond adequate dependency resolution, we aim for our software builds to be reproducible. In other words, with the same configuration values and dependency versions it should produce exactly the same build artifacts. Through stackage, we have been using NixOps to achieve reproducibility with great success.

Finally, the talent pool of developers specializing in Haskell is reasonably large — compared to its peers — and quite well-trained with the right mix of academic and industry credentials. It also acts as a competency filter as it is uncommon to find experienced Haskell developers without detailed knowledge of computer science.

Formal Specification and Verification

A significant strength of developing a protocol using a provably correct security model is that it provides a guaranteed limit of adversarial power. One is given a contract that as long as the protocol is followed and the proofs are correct, the adversary cannot violate the security properties claimed.

Deeper reflection makes the prior assertion even more significant. Adversaries can be arbitrarily intelligent and capable. To say they are defeated solely through a mathematical model is extraordinary. And, of course, it is not entirely true.

Reality introduces factors and circumstances that prevent the utopia of pure security and correct behavior from existing. Implementations can be wrong. Hardware can introduce attack vectors previously unconsidered. The security model might be insufficient and not conform to real life use.

A judgement call is needed about how much specification, rigor and checking is demanded for a protocol. For example, endeavors like the SeL4 Microkernel project are a prime example of an all out assault on ambiguity requiring almost 200,000 lines of Isabelle code to verify less than 10,000 lines of C code. Yet an operating system kernel is critical infrastructure that could be a serious security vulnerability if not properly implemented.

Should all cryptographic software require the same Herculean effort? Or can one choose a less vigorous path that produces equivalent outcomes? Also does it matter if the protocol is perfectly implemented if the environment it runs in is notoriously vulnerable such as on Windows XP?

For Cardano, we have chosen the following compromise. First, due to the complex nature of the domains of cryptography and distributed computing, proofs tend to be very subtle, long, complicated and sometimes quite technical. This implies that human driven checking can be tedious and error-prone. Therefore, we believe that every significant proof presented in a white paper written to cover core infrastructure needs to be machine checked.

Second, to verify Haskell code so it correctly corresponds to our white papers, we can choose between two popular options: interfacing with SMT provers via LiquidHaskell and using Isabelle/HOL.

SMT (satisfiability modulo theories) solvers deal with the problem of finding functional parameters that satisfy an equation or inequation, or alternatively showing that such parameters do not exist. As discussed by De Moura and Bjørner, use cases of SMT are various, but the key point is that these techniques are both powerful and can dramatically reduce bugs and semantic errors.

Isabelle/HOL, on the other hand, is a more expressive and diverse tool which can be used to both specify and verify implementation. Isabelle is a generic theorem solver working with higher-order logic constructs, capable of representing sets and other mathematical objects to be used in proofs. Isabelle itself integrates with Z3 SMT prover to work with problems involving such constraints.

Both approaches provide value and therefore we have decided to embrace them both in stages. Human written proofs will be encoded in Isabelle to check their correctness thereby satisfying our machine checking requirement. And we intend on gradually adding Liquid Haskell to all production code in Cardano’s implementation throughout 2017 and 2018.

As a final point, formal verification is only as good as the specification one is verifying from and the toolsets available. One of the primary reasons for choosing Haskell is that it provides the right balance of practicality and theory. Specification derived from white papers looks a lot like Haskell code, and connecting the two is considerably easier than doing so with an imperative language.

There is still enormous difficulty in capturing a proper specification and also updating the specification when changes such as upgrades, bug fixes and other concerns need to be made; however, this reality does not in any way diminish the overall value. If one is going to trouble of building a foundation upon provable security, then the implementation should be what was actually proposed on paper.

Transparency

A final question when discussing the science and engineering of developing a cryptocurrency is how to address transparency. Design decisions are not Boolean and ethereal, coming to developers in dreams and then suddenly becoming cannon. They are derived from experience, debate and lessons learned from earlier mistakes.

The challenge is that a totally transparent development process could influence discussion to become more theatrical than evidence based. Egos, attempts to win over a community, and fear of sounding stupid could force conversations to become sterile and counterproductive.

Furthermore, outsiders could attempt to co-opt the conversation in an effort to force their particular tangent to become the only relevant topic. Everyone has a sacred cow.

So how does one balance the need for a transparent development process, which is owed to the community that has entrusted progress to a set of core developers, with the need for freedom of expression without fear?

With Cardano, we have decided to embrace a standards driven process with directed oversight. The community needs to know that the science and the code are well thought out, checked and actually solve the things that developers claim they do. To this end, peer review should completely satisfy the science component as it has been designed specifically for this purpose and has given us the modern world.

For code, this topic is a bit more opinionated. For Cardano, we have elected to entrust the Cardano Foundation to serve as a final auditor of IOHK’s work. In particular, they are entrusted with the following duties:

  1. Regular review of the source code contained in the Cardano Github to check for quality, test coverage, proper comments and completeness

  2. Review of all Cardano documentation for correctness and usefulness

  3. Verifying the claims that the protocols produced by the scientists are fully implemented

To accomplish this task, IOHK will submit regular and timely reports to the Foundation – and its assigns – to review. The Foundation in turn will release a development oversight report to the Cardano community on at least a quarterly basis.

This first effort is intended to start a broader conversation about how a decentralized project achieves accountability. Development oversight from a trusted third party is a powerful tool to ensure that developers are on track, but it is not sufficient to completely guarantee that the project will always deliver.

For this reason, after the treasury is integrated into CSL, the Foundation will encourage additional development teams to construct alternative clients based upon the formal specifications developed jointly with IOHK. Development diversity has been a great technique used by the Ethereum project to avoid a monoculture forming around a single set of ideas or developers.

With respect to specifications, there is a wealth of knowledge to be gained from the standards process followed by the WC3 and the IETF. Ultimately, each protocol Cardano integrates requires a specification that is independent of academic work or source code. Rather it needs to be in a suitable format such as an RFC.

One of the Cardano Foundation’s core tenets is to act as standards body specifically for the Cardano protocols and to host conversations to update, add or change standards relevant to Cardano. If the internet (a product of standards) through IETF can reach consensus about what core protocols shall be used, then it is entirely reasonable to assume that a dedicated body could facilitate the same outcome.

As a closing note, it is interesting to explore moving these discussions to a decentralized entity hosted on a blockchain. This concept is called a decentralized autonomous organization (DAO) and preliminary work is underway in this area. IOHK will develop a reference DAO model for entities interfacing with Cardano to use if desired and it is the Cardano Foundation’s prerogative to decide whether to embrace it under their standards mandate.


Footnotes

18: See coinmarketcap.com for a comprehensive listing by market capitalization.

19: Ethereum has a semi-formal specification known as the Yellow Paper; however, the EVM semantics are not fully specified nor are they sufficient for a full implementation of the protocol.

20: Accepted Paper Number 71 of the IACR’s Annual Crypto Conference in California.

21: By Kawin Worrasangasilpa under the supervision of Professor Lawrence Paulson.

22: Following a tangent for a stake of levity, one should watch Professor Halmo’s discussion about how to write a math textbook.

23: Adding to this point, IOHK actually does have a project being implemented in Ocami called Qeditas that we inherited from the pseudonymous Bill White.

24: Bryan O’Sullivan provides a nice talk about Haskell’s industrial use here.